Назад к списку

Заголовок статьи

Архетип (от греч. arche начало + typos образ) - понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов. «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» - архетипические мотивы. По мнению Юнга, архетипы - это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах и неосознанных мыслях. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание. 


Тема материнского комплекса актуальная для всех людей в период подросткового возраста (сепарации), когда активно бунтующий подросток стремится к отделению себя от подавляющей Ужасной Матери. с большой буквы, потому что это - архетип. И воплощением его может быть любой взрослый опекун - и мать и отец, или другой значимый взрослый. Символически этот период выглядит как битва Героя с Драконом (частый сюжет многих сказок и мифов). 


Герой воплощает формирующееся эго (я-сознание) подростка, а Дракон - ригидный, симбиотический принцип, сопротивляющийся развитию, побуждающий оставаться в уютном и безопасном, порождающий регресс. В психологии мы рассматриваем мифы как иллюстрацию психических процессов, происходящих в человеке. И следовательно, и Дракон, и Герой - это части нашей психики. И тогда Герой борется со своей частью, той частью что боится перемен, нового опыта,что стремится к сохранению привычного (образа жизни, образа себя). (Один из постулатов семейной системной психологии - система всегда одновременно стремится к гомеостазу и к обновлению). Но ригидность - это не все что несет в себе символ Дракона. 


 Дракон - это природные силы, мощные, хтонические, это инстинкты и бессознательное. В то время как Герой - это символ сознания, логики, разума, цивилизации. И битву между Героем и Драконом можно проиллюстрировать историей расцвета и гибели цивилизаций. Как только нарушается равновесие, как только один принцип начинает довлеть над другим, происходит разрушение системы. (Вы не можете не учитывать потребности своего тела, ритмы своего организма без последствий для физического и психического здоровья. Выиграв вначале, Вы теряете в дальнейшем - силы, работоспособность, энергию, деньги)И вот в этой картинке хорошо отражен весь символизм сепарационной битвы 

  Убить Дракона освободиться от гнетущего - это было бы разыгрыванием мифа. А все мифы про Героев заканчиваются их трагической гибелью. Или же, если говорить о сказках, убивший Дракона превращается сам в дракона. 


 Борьба с Драконом это борьба мальчика с образом своей матери в подростковый период. На самом деле, подростковые конфликты это внешнее отыгрывание внутри-психических процессов, происходящих в психике подростка. В нем борются два принципа - развития, потребность в обновлении, движении вперед, и ригидные энергии, принцип безопасности, потребность сохранять, оставаться в уютном и желанном. Ни один ребенок не выйдет из семьи, если не сможет проиграть этот внутри-личностный конфликт во внешнем мире. Невозможно уйти от материнской опеки и заботы, от хорошей матери. поэтому мать наделяется качествами архетипа Ужасной Матери, становится Драконом. Именно поэтому волчица в определенный момент рычит на своих щенят. Так природы помогает развитию психикиИ именно поэтому часто родители недоумевают: "Я уже и даю ему свободы, и уже не запрещаю ничего, а он все воюет и воюет со мной". Если подросток не будет проигрывать это во внешней ситуации, то у него не будет энергии чтобы развиваться дальше. С другой стороны, для завершения сепарации, необходимо осознание противоборствующих принципов. Понимание, что материнский образ, от которого так хочется оторваться, часть его самого. Это гораздо легче и быстрее происходит, когда родители не втягиваются в сепарационные битвы и не пытаются держать ребенка в слияние. То есть не препятстуют его росту и взрослению. Тогда, если в реальности никто не сражается с тобой, в конце концов этот Дракон обнаруживается внутри. Что приводит к пониманию и принятию противоположных принципов -сохранения и развития.


  Дракон - женщина. Ригидные установки, ориентированность на сохранение и устойчивость - это принципы Материнского АрхетипаВ-четвертых, Дракон - соблазнительная женщина. Это история про то, что материнский образ влияет на формирование мужской анимы (на образ, тип женщин, в которых мужчина будет влюбляться, на его представление о женственности, красоте и сексуальности, на его ожидания от партнерши). Часто, мужчина не проживший правильно сепарацию в подростковом возрасте, выстраивает отношения именно с теми женщинами, с которыми затем продолжает разыгрывать сепарационную битву, которую всегда проигрывает(п отому что взрослый эту битву может выиграть уже только у самого себя)- так формируются повторяющиеся сценарии отношений, до тех пор, пока не вернет себе свою ответственность за собственное взросление и не выиграет битву с Драконом внутри себя.   

Помочь подростку повзрослеть, Взрослому разрешить трудности связаные с сепарационной тревогой и страхом взросления детей можно на консультации психолога

источник интернет