Назад к списку

Профессиональный стресс медработников

Согласно ряду исследований и методических рекомендаций, посвященных оценке состояния врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях, синдром профессионального выгорания (СПВ) на разных стадиях формирования встречается у большинства медицинских работников в психиатрической системе. 

Так, в исследовании Смирновой О.Ю. СПВ наблюдалось в стадии формирования у 53,6% обследуемых медсестер психиатрических учреждений, а у 23,2% был полностью сформирован. Наибольший уровень распространенности СПВ наблюдался у сотрудников мужских и женских психиатрических отделений и интернатов (от 68,3% до 77,8%), несколько меньше (40%) - у работников амбулаторного звена [5]. По другим данным [4], почти 80% врачей-психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют признаки СПВ различной степени выраженности, что, в свою очередь, способствует формированию у некоторых специалистов алкогольной и лекарственной зависимости в качестве средства для «снятия стресса» [2]. По данным Солохиной Т.А. и соавт., 93,4% врачей и 90,2% медсестер ни разу не обращались за психологической поддержкой. В том же исследовании 46,6% врачей и 53,1% медсестер утверждали, что при получении такой помощи они могли бы лучше справляться со своими должностными обязанностями [6]. 



В литературе мало освещены данные касательно эффективности мероприятий по психопрофилактике выгорания и психоэмоциональной разгрузке, особенно в условиях психоневрологического интерната (ПНИ). Такой вектор изучения представляет особый интерес и важность в связи со спецификой работы в данных учреждениях. 

Персонал, сталкиваясь с психологическими сложностями взаимодействия с контингентом хронически психиатрически больных, включается в длительный, часто многолетний контакт с подавляющим большинством клиентов, получающих услуги в интернате, и их родственников. Такая форма оказания помощи влечет за собой повышенную вовлеченность в страдания больных, неудовлетворенность своей деятельностью из-за низкой вероятности выздоровления больных и отсутствия непосредственного результата своих усилий, который носит накопительный характер, часто отставленный во времени на много лет [3]. 

 Внедрение социально-психологических форм поддержки персонала позволяет снизить риск хронификации профессионального выгорания, способствует профилактике психосоматических расстройств и повышению качества услуг, оказываемых населению медицинскими специалистами. Оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет отобрать формы работы, наиболее доступные и реализуемые в соответствии с режимными моментами ПНИ. 

 В ГБУ ПНИ №30 с октября 2013 года и по декабрь 2016 года проводилась поэтапная работа с разными категориями сотрудников интерната в рамках профилактики синдрома профессионального выгорания. 

  • Основными направлениями работы с персоналом можно выделить психологическое тестирование сотрудников на предмет наличия СПВ, проведение тематических лекций, тренингов, регулярных занятий по психоэмоциональной разгрузке. 
  •  Основными методами и техниками, использованными в рамках тренингов, были интерактивные беседы, динамические игры, ролевые игры, медитативные практики, элементы арт- и телесно-ориентированной психотерапии. 
  • Мишенями групповой работы были, в первую очередь, повышение уровня психологической компетентности специалистов, повышение стрессоустойчивости, ознакомление с навыками саморегуляции и эффективными методами экологичного межличностного взаимодействия. 
  •  Тренинговая программа состоит из 6-10 занятий по 2,5 часа. Занятия проводились 2 раза в неделю. До начала групповой работы и по ее завешению проводилось тестирование на предмет наличия профессионального выгорания (опросник К.Маслач, С. Джексон в ред. Н. Водопьяновой, опросник Опросник ДОРС А. Леоновой, С. Величковской, тест «Мое отношение к работе», рисуночные тесты оценки эмоционального состояния). 
 По результатам тренинга «Профилактика профессионального выгорания» на фоне увеличения показателей монотонии и психического пресыщения у сотрудников снизилась выраженность показателей стресса и истощения. Кроме того, произошли положительные изменения в отношении сотрудников к ключевым областям, касающимся отношений с рабочим коллективом и способности принимать решения относительно работы. Также у сотрудников произошло увеличение уровня рабочей мотивации, повысился интереса к развитию корпоративной культуры, увеличилась потребность в формировании более открытых и честных, уважительных взаимоотношений в коллективе как между сотрудниками, так и непосредственным руководством. 

По результатам тренинга «Сплочение и взаимодействие» снизился уровень немотивированной агрессии по отношению друг к другу, увеличилась готовность к сотрудничеству. По итогам всех проведенных тренингов согласно объективным данным (тестирования, проективных методик, индивидуальной беседы) и субъективным заключениям (самоотчет) самих участников произошло улучшение внутреннего самоощущения, повышение психоэмоциональной устойчивости, повышение самооценки, повышение внимательности к себе как к специалисту и к личности. 

Кроме того, большинство участников впоследствии использовали приобретенные на тренинге опыт и дополнительные навыки саморегуляции как в профессиональной, так и в личной жизни, что оказало положительное влияние на их физическое самочувствие. 

Полученные данные свидетельствуют о доступности СПВ для коррекции и проработки, что формирует перспективы для дальнейшей планомерной и более комплексной программной работы с профессиональным выгоранием сотрудников. На основе рекомендаций по результатам проведенных тренинговых занятий в целях закрепления навыков продуктивной саморегуляции и психоэмоциональной разгрузки с ноября 2015 года психологи интерната начали проводить регулярные занятия для персонала по психоэмоциональной разгрузке.

 Участие в занятиях добровольное. За период с ноября 2015 по декабрь 2016 занятия по психоэмоциональной разгрузке посетили 139 человек, что составляет 32 % от всего числа сотрудников учреждения. Занятия по психоэмоциональной разгрузке проводятся в сенсорной комнате и длятся 30 минут. 

Использование различных стимуляторов, воздействующих на разные системы восприятия, а также применение ароматерапии создают ощущение комфорта и безопасности, что способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия, формированию положительного эмоционального фона. 

Для облегчения вхождения в состояние расслабления специалист-психолог недирективно предлагает участникам различные аутогенные тренировки, элементы нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии, арт-терапии. С июня по октябрь 2016 года сотрудникам на занятиях по психоэмоциональной разгрузке было предложено краткое тестирование до и после упражнений. 

В качестве тестовой методики была выбрана шкала "Самочувствие" опросника "САН: Самочувствие. Активность. Настроение" [1]. Самочувствие как комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики. Шкала предназначена для оперативной оценки самочувствия. Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале, включающей индексы (3 2 1 0 1 2 3), расположенные между десятью парами понятий. Используемые характеристики имеют противоположное значение (например, утомленность-расслабленность, здоровье-болезнь и т.д.). 

Результаты: 

 Согласно полученным результатам, средний балл до посещения занятий составил 47,4, тогда как после посещения занятий – 55,9, то есть функциональное состояние сотрудников, посещающих сеансы по психоэмоциональной разгрузке, улучшалось в среднем на 8,5 баллов. Такие изменения выражаются, прежде всего, в улучшении настроения, повышении активности, работоспособности, чувства уверенности в себе, более хорошем самочувствии.Таким образом, данная форма работы с сотрудниками интерната подтвердила свою эффективность в профилактике профессионального выгорания. В дальнейшем планируется активное продолжение занятий по психоэмоциональной разгрузке и создание альтернативных групповых форм работы с сотрудниками.

Автор: Сивачева А.Е. заведующий социально- психологическим отделением, 

Есейкина Л.И. психолог


 Список литературы 

 1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с. 

2. Боева А.В., Руженков В.А., У.С. Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров. // Научные ведомости БелГУ. Серия Медицина. Фармация. 2013. № 11 (154). Выпуск 22. 

3. Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л. Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения. // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013, № 9, стр.69-78

 4. Сидоров П.И. Синдром профессионального выгорания: учеб.пособие для студентов / Северный гос. мед. ун-т. - Архангельск : СГМУ, 2007. - 175 с. 2

 5. Смирнова О.Ю., Худяков А.В. Исследование феномена профессионального выгорания у медицинских сестер психиатрических больниц. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http:// medpsy.ru 

 6. Солохина Т.А. Организация психологической помощи специалистам психиатрических учреждений: Методические рекомендации. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 32 с.